Мой филин Айвенго
Кабинет Славянской мифологии

Развитие телесной силы и жизнерадостности во многом зависит от веселых, живых игр.
Платон


    ервое летнее самоуправление давно завершилось, Дельвив разоблачили и распустили, временное правительство демократично свергли, вернув на места постоянное, жизнь в Хогвартсе возвратилась в привычное русло. Только русло это было летнее - размеренное и ленивое, июль набирал обороты. Часть учеников разъехалась по домам, часть преподавателей ушла в отпуска, а часть оставшихся в Школе студентов поделилась еще на две части - отдыхающие и учащиеся. Вот именно вторые и оккупировали кабинет Славянской мифологии в ожидании преподавателя с новой лекцией, прямо посреди лета появившейся в расписании. Пока ребята ждали Симбу, из сундука вылез кабинетный дух Бакуня.
    - Чегой-то вы тут делаете? - ворчливо (впрочем, как и всегда) поинтересовался он. - Хозяюшка-то вас поди ж заждалась уже.
    - Как?! Где? - не поняли юные волшебники.
    - Где-где - передразнил Бакуня, - на озере, стало быть. Чего, говорит, ребяткам в замке париться, когда на улице солнышко сияет, - пояснил он, - да тама оно и нагляднее будет.
    - Ого! Спасибо! - ребята обрадовались, похватали сумки и поспешили к озеру.

    Преподавательницу они увидели издалека. Симба возилась под деревом, что-то то ли складывая, то ли сворачивая, и достаточно громко возмущалась при этом. Однако, шаги и гомон приближающихся студентов, она услышала все же раньше, чем ребята достигли дерева. Быстро оглянувшись и прикрыв большим куском мешковины то, что несколькими минутами ранее вызывало у нее такое возмущение, девушка обернулась к студентам.
    - Я уж думала, что все решили дружным скопом прогулять лекцию, - укоризненно нахмурилась она. Выслушав сбивчивое объяснение причин опоздания и дождавшись, когда ребята рассядутся полукругом на траву, она продолжила уже не ворчливым, а весьма миролюбивым тоном. - Во-первых, всем доброго дня! Я рада, что даже хорошая погода не смогла отбить у вас тяги к знаниям в пользу тяги к купанию в озере - Симба улыбнулась, а затем хитро прищурилась, глядя на ребят. - А во-вторых, запишите тему сегодняшнего урока:

    Славянские народные игры. Часть 1.

    Удивленные ученики принялись перешептываться. Симба дождалась, пока они успокоятся, и продолжила. - Да, я понимаю, что тема не совсем мифологическая.. но ведь она имеет прямое отношение к культуре древних славян, которую мы с вами и изучаем. К тому же летом не слишком-то интересно выслушивать длиннющие мифы про богов и их деяния, верно?
    Ребята облегченно вздохнули и закивали, радуясь, что лекция будет действительно летняя.
    - Я знаю, что я зануда... но кто для начала скажет мне, что такое народная игра? - спросила Симба с веселой усмешкой.
    - Первая ассоциация: шумные пляски в деревне! - громко сказала Рэбэль.
    - А вторая? - заинтересовалась преподавательница.
    - А если немного подумать, - протянула слайзеринка, - то это некое действо, в котором принимает участие большое количество людей, цель которого - развлечение и... - девушка замялась, но выудив-таки из каши мыслей нужные слова продолжила - как бы завуалированное выполнение каких-то языческих.. ритуалов, что ли. То есть эти игры обычно связаны с какими-то праздниками язычества. Бога солнца там умилостивить, или игра в рамках праздника в честь бога плодородия... - уже менее уверенно закончила Рэбэль, пытаясь понять по Симбиному выражению лица правильность своего ответа.
    - А я думаю, что это игры, в которые по традиции играют дети и даже взрослые народа - подняла руку девочка из Хаффлпаффа.

    Симба помедлила, затягивая интригующую паузу, словно бы задумавшись, и наконец одобрительно кивнула девушкам. - Ну, в общем-то вы обе на самом деле правы.. Вот только далекое не все игры наших предков несли в себе обрядовый смысл, Рэбэль. Некоторые являлись самым обычным развлечением, а некоторые - воинской тренировкой.
    Народные игры - это забавы и развлечения, создававшиеся народом веками и являющиеся неотъемлемой, яркой частью культуры этого народа. С самого детства и на протяжении всей жизни люди через игру познают мир, самосовершенствуются и получают массу положительных эмоций. Так всегда было, есть и будет. Славянские народные игры направлены на достижение целей, основанных на национальных традициях и духовных ценностях. Они несут в себе развлекательный и развивающий смысл. Особенностью славянских игр является поощрение сильных, воспитание силы духа и силы физической, подготовка к будущим жизненным ситуациям - готовность защитить слабого, принять вызов и дать достойный отпор обидчику.

    Славянская культура - одна из богатейших в мире по разнообразию и количеству народных игр. Развлечения в древности носили массовый характер: в торжествах и игрищах принимали участие все от мала до велика. По праздникам, которые случались достаточно редко, наши предки отдыхали от ежедневных трудов, предаваясь играм и принимая участие в забавах и состязаниях. Однако, слово "забава" имело у славян несколько более широкое значение, кроме развлекательного - то есть "массовое событие". Такими событиями были также игры-воинские тренировки, своеобразная подготовка к боям с многочисленными противниками славянского народа.

    Мы рассмотрим следующие типы славянских народных игр:
    • Массовые игры;

    • Единоборства;

    • Пляски и танцы;

    • Игры-обряды, праздничные гуляния;

    • Спортивные игры;

    • Царские забавы;

    • Детские потехи.


    - Сегодня мы рассмотрим первые три из них, а на следующем занятии остальные.
    Итак, Массовые игры.
    На праздничных гуляниях и ярмарках были популярны состязания силачей в поднятии тяжестей и толкании бревна, а также бои на бревне. Суть таких боёв заключалась в следующем: на некотором расстоянии от земли горизонтально закреплялось бревно. Двое участников садились на него верхом друг перед другом, и им в руки давали по мешку с опилками, либо по палке, обмотанной тряпьем. Цель игры - сбить противника с бревна. Иногда такие бревна устанавливали поперек речки, а иногда состязание велось стоя.
    Теперь о детях.. Дети состязались в беге “взапуски”, то бишь наперегонки, играли в известные по сей день "салочки", в зимнее время играли в снежки и катались на санках. В общем, детские игры не особо отличались от современных.

    Также к массовым играм относилось перетягивание каната или невода. Думаю, суть и правила объяснять не надо? Ведь это развлечение популярно по сей день! - Симба хитро посмотрела на юных волшебников, взмахнула палочкой и из-под дерева выполз канат. Самый настоящий. И очень прочный. - Хе-хе. Перейдём к практике, - дипломница азартно потёрла руки. - Таак.. Поделитесь пожалуйста, на две равные кучки.. команды, в смысле. Нееет, только не по факультетам! Вперемешку пожалуйста, так интереснее, - на полянке началась суета и суматоха. Несколько минут спустя маги-таки сумели разделиться на две вроде бы равные команды. - Замечательно! Вы стойте тут, а вы пойдёмте за мной, - скомандовала Симба, отводя вторую команду чуть подальше. Затем она растянула канат между командами, выстроившимися в...ээм..с натяжкой, конечно, но скажем, что ровные шеренги. Игроки обеих команд взялись за канат со своей стороны, Симба определила середину, пометив ее бордовой ленточкой, а затеем... скомандовала старт! Началась бурная борьба, обе команды упирались всеми ногами, лапами, крыльями, хвостами и рогами.. Но, наконец, первая команда всё-таки перетянула канат на свою сторону.
    - Урррррааааа!!!!!!! - возликовали победители. Их соперники заметно опечалились. Симба, тем временем, загнала канат на место, а затем попросила всех сесть по местам и устроить тишину.

    - Настоятельно прошу не огорчаться проигравших, оценка за домашнюю работу вам снижаться не будет :) - "утешила" девушка ребят. - Да и вообще.. весело же было?
    Одобрительный гул голосов подтвердил ее предположение.
    - Вот и чудно. Тогда продолжим.. Следующий тип древнеславянских забав - Единоборства.
    Жизнь у древних славян была крайне неспокойная - войны, набеги и междуусобицы. При таком активном военном образе жизни просто необходимо было постоянное поддержание бойцов в хорошей форме. Именно поэтому воинские упражнения и игры стали неотъемлемой частью славянской культуры, войдя в ряд традиционных народных потех. Кулачные и палочные бои, Коняшки и прочие единоборства - вот яркие примеры таких потех.
    Вам может показаться, что кулачные бои - весьма жестокая забава, однако не забывайте, что и времена тогда были не слишком ласковые. Поэтому постоять за себя учили с детства - ведь в массовых кулачных боях принимали участи все от мала до велика: дети, подростки и взрослые. Подобные развлечения закаляли дух и тело с детства, были своеобразной школой боя и мужества для мужчины, непосредственно на практике обучающей не просто боевым ухваткам и уловкам, а гораздо более важному духу соперничества, взаимной поддержки и единства.

    Кулачные бои проводились "сам на сам" (один на один) или “стенка на стенку” (групповой бой) и всегда собирали множество зрителей. Во все времена и в любом народе общество жадно до хлеба и зрелищ.
    Бои один на один обычно проводились перед массовыми боями, либо использовались для разрешения споров и в судебной практике. В последнем случае поединок назывался “поле”, проводился исключительно при свете солнца и был судебным доказательством для подтверждения или опровержения правоты ответчика в судебном деле. Перед судным боем проводились обязательные очистительные обряды.
    Самых выдающихся бойцов бояре брали “под свое крыло”, осыпая всяческими милостями, и бились об заклад, сводя их в поединках ради своей потехи.

    Летом бои проводились на “обширных” местах – городских площадях или полянах, а зимой - чаще всего на льду рек или озер. Причём, поскольку большинство праздников приходилось на зимнюю пору, бои чаще всего проводились зимой, что накладывало определенный отпечаток на технику боя.
    Большинство кулачных боев были “правильными”, то бишь проводившимися по правилам:
    · биться “по любви” – то есть не иметь на противника злобы,
    · не бить лежачего противника,
    · не бить сзади,
    · не таить в кулаке тяжелых предметов,
    · не ставить подножек и не захватывать одежды противника,
    · не бить ногами (удар обутой ногой мог покалечить противника).

    В массовых боях “стенка на стенку” принимало участие почти все мужское население всех сословий и возрастов - от мальчишек до взрослых. Отроки “зачинали” бой, потом сходились мужчины, и в конце подключались самые сильные бойцы-“надёжи”. Каждая "стенка" могла иметь два, три, четыре и даже больше рядов бойцов. Бились улица на улицу, деревня на деревню, слобода на слободу. Такой групповой бой учил стоять плечом к плечу и отрабатывать совместные действия, развивались чувство локтя и взаимовыручка – навыки, незаменимые в битве. Кулачный бой завершался, когда одна из сторон обращалась в бегство, и тогда чествовали отличившихся бойцов.

    - Нет, такие потехи мы не будем изучать на практике, - поспешила заверить учеников Симба, перехватив настороженный взгляд Виндоры. - Мне кажется, что вам и теории с лихвой хватило, - улыбнулась она, оглядывая ряды притихших и заскучавших студентов. - Так что перейдем к последней, самой любопытной подтеме сегодняшнего урока - Пляски и танцы.
    У наших предков была еще одна система тренировки воинов, направленная на выработку у них боевых двигательных навыков, развитие выносливости, ловкости и силы - пляски. Во всех исконно славянских танцах есть элементы пешего боя и единоборства, будь то гопак, “казачок” или “барыня”.

    К примеру, “Барыня” только на первый взгляд мирный и нетрудный танец. На деле же его суть заключалась не в том, чтобы станцевать с женщиной, а в том, чтобы бороться за нее с другими плясунами. Причем, бороться не силой, не грубостью, а именно плясовым мастерством! Плясали, стараясь не подпустить к женщине соперника, а тот, в свою очередь, стремился отбить плясунью, ловким и умелым движеньем оттерев соперника в сторону, и самому продолжить пляс с женщиной. Так что настоящая “Барыня” требует истинного мастерства и тщательнейшего контроля над сложными боевыми переходами. Ведь считалось недопустимым не то, что коснуться ударом плясуньи, но даже напугать её опасным движением. Получается не танец, а поединок – но не бой, а искусство!

    На Руси издревле проводились состязания плясунов - чаще всего на ярмарках. Плясали в одиночку или в паре с соперником, это называлось одиночный и парный перепляс. Парный - это когда один из плясунов показывал движение или связку, а его соперник должен был их в точности повторить, после чего показать свои. А одиночный – состязающиеся по очереди показывали свои движения, причём предыдущие повторять было нельзя. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор "выкрутасов". На плясунов “спорили” и делали ставки, а победители награждались подарками, деньгами или вином.
    Плясунам требовалось постоянно тренироваться, придумывать новые сочетания “коленцев”, неизвестные соперникам и зрителям, что постоянно пополняло и обогащало технику русского пляса.

    - Но плясать мы с вами тоже не будем - во-первых, сомневаюсь, что кто-то из вас умеет плясать русские народные. А во-вторых, по такой жаре плясать - самоубийство! Но.. - многообещающе сказала Симба, - у нас есть еще четверть часа, чтобы во что-нибудь поиграть, - услышав это, ребята оживились. - Поэтому вернёмся к массовым играм (или всё-таки к детским потехам?) - впрочем, не суть важно, как это классифицировать. Важно поиграть. И сыграем в известную всякому игру - жмурки! Так что поднимайтесь, хватит рассиживаться,- Симба достала платок и, поймав за подол мантии ближайшего ученика, повязала платочек ему на глаза и что-то прошептала на ухо. Затем покрутила вокруг себя несколько раз и, отойдя на пару шагов, спросила:
    - Кот, кот, на чем стоишь?
    - На квашне, - ответил водящий - "жмурка".
    - Что в квашне?
    - Квас.
    - Лови мышей, а не нас! - весело ответила Симба и отбежала еще дальше, подавая пример остальным. Игровую площадку она предусмотрительно ограничила невидимой линией.
    Следующие 15 минут на поляне раздавались визги, смех, хлопки в ладоши и всякие-разные звуки, сопутствующие беззаботной и веселой игре.

    Когда со стороны замка раздался звон колокола, оповещавший об окончании занятия, ребята как раз вошли во вкус. Хотя многие успели побыть "жмуркой" и побегать от товарищей, заканчивать игру никому не хотелось. Но, увы.. Скоро начиналось следующее занятие, а ребятам еще надо было добежать до замка. Так что Симба остановила игру и огласила домашнее задание, прокомментировав, что "Лето, летом, а лодырничать не позволю!"

    Домашнее задание:

    1. Мы рассмотрели на уроке несколько типов игр. Я буду счастлива, если вы расскажете мне еще об одной потехе каждого типа. (И возможно даже дам вам за это целых 3 балла)

    2. Отчёт о практике на уроке - как проходила, ваши впечатления и всё-такое.Юмор приветствуется, поднятое мне настроение окупается дополнительными баллами. (Если повезет - расщедрюсь аж на 6 баллов)
    Внимание - к практике относится не только перетягивание каната, но и жмурки!

    3. В конце урока мы с вами играли в Жмурки. А вы правила запомнили? Запишите для тех, кто всё-таки забил на мою лекцию, поддавшись искушению окунуться в озере. (И дам я вам за это... нет, не в лоб, а аж целый 1 балл)

    - Всё, вы мне надоели, подите прочь! - пошутила Симба, но все-таки поправилась, - эээ.. В смысле, ступайте на следующий урок, а то опоздаете. И домашнее задание не зажиливайте, будьте так добры. Мне же скууучно!


Hosted by uCoz