Мой филин Айвенго
Кабинет Славянской мифологии

Игра - в значительной степени основа всей человеческой культуры.
Луначарский А.В.


    юль размеренными днями-шагами спешил к своему братцу августу. Время летело быстро и незаметно, отмеряя положенный лету срок. Так же незаметно для всех подошло время второго летнего урока Славянской мифологии. На сей раз ребята не стали тратить время на прогулки в кабинет и сразу направились на берег озера. И правильно сделали - ведь преподавательница Симба Лайон ожидала их именно там!

    Ребята привычно расселись на траву в тени ветвистого дуба (впрочем, самые практичные и аккуратные притащили с собой подстилки!) и, создав более-менее приличную тишину (или нечто на нее отдалённо похожее), изъявили свою готовность к уроку. Симба всех поприветствовала и предложила самым неленивым записать тему лекции, чтобы самым ленивым потом было у кого взять конспект. А тема звучала так:

    Славянские народные игры. Часть 2.

    - Собственно, на прошлом уроке мы с вами прекратили "валять дурака", как выразилась Рэбэль, на плясках и танцах. Один из самых известных славянских танцев - хоровод. Однако, его также можно отнести к другому типу игр - Игры-обряды. Рассмотрим их.

    Наверняка большинство из вас хотя бы понаслышке знакомы с понятием "ролевая игра", а некоторые даже играли - ну, хотя бы на нашей, хогвартской РИХС. Так вот древнерусские обрядовые игры в некотором роде прародители сегодняшних ролевых. Играющие рядились в различные одежды, принимая образы зверей либо высших сил.

    Многие игры строились на природной магии подобия: блин, хоровод, горящее колесо напоминали солнце, символом которого был на Руси круг. Изготавливая его изображение, люди просили светило поскорее вернуться после зимы, искренне веря, что вызывают весну, помогают ей прийти поскорее. Именно поэтому весной было принято водить хоровод - ритуальный танец, символизировавший пробуждение природы после зимы. Также хоровод сопровождался песней-просьбой о будущем урожае и "жертвоприношением" матушке-земле - на поле приносили испеченный накануне каравай и "подкармливали" им землю.
    Однако хороводы были не только ритуальные, а являлись также распространенным молодежным развлечением, включавшим в себя как танец, так и многое другое - песни, пляски, игру на музыкальных инструментах, розыгрыш всяких бытовых сценок и пантомим.

    - Поднимайтесь! - внезапно скомандовала Симба, оглядев заскучавших ребят. - Будем водить хоровод!
    Юные волшебники оживились и послушно поднялись с насиженных мест. Преподавательница продолжала распоряжаться: - Встаньте, дети, встаньте в круг, встаньте в круг! - пропела она, припомнив старую добрую песенку. - Девочки в большой, мальчики внутри маленький образуйте.
    Дождавшись, когда эти распоряжения будут выполнены, Симба подошла к дереву, под которым и в этот раз лежало что-то, прикрытое мешковиной, и вытащила... МАГнитофон! Затем вернулась в круг, взмахнула палочкой... и из МАГнитофона раздалась русская народная хороводная песня "Стой, березник" (вес - 182 Кб). И тут же оба хоровода тронулись, закружились в разные стороны. Когда песня закончилась, зазвучала следующая, а затем еще и еще. С началом каждой новой песни хороводы останавливались и меняли направление движения. А затем по команде Симбы внешний круг поглотил внутренний, и всё закончилось большим общим хороводом.
    Когда забава надоела, дипломница взмахнула палочкой и остановила музыку, жестом приглашая товарищей учащихся принять сидячее положение на земле.

    - Вот так развлекались наши предки. Конечно, с ряжеными, со сценками и живым исполнением песен было гораздо интереснее. Да и целей у таких забав было несколько больше, чем просто развлечения и обряды; были и более "жизненные" - девушки приглядывались к юношам, юноши приглядывались к девушкам..
    Студиозы понимающе заулыбались, оглядываясь друг на друга, а Симба продолжала.
    - В общем, на этом мы с хороводами закончим. Также к разделу обрядовых игр, конечно, можно отнести праздники - Святки, Масленица, Комоедицы, Русалии, Иван Купала и многие другие. Но каждый из этих праздников, пожалуй, достоин отдельного разговора, так что не будем на них останавливаться и перейдём к следующему типу древнеславянских забав:

    Cпортивные игры.
    Пожалуй, это самый любимый мой тип игр, - улыбнулась Симба. - Какая самая знаменитая славянская спортивная игра?
    - Эээ.. Лапта? - неуверенно предположила lenoklug.
    - Совершенно верно, - одобрительно кивнула преподавательница. - Это русская народная командная игра с битой и мячом, отдаленно напоминающая современный бейсбол. Название произошло от одноименного названия биты - деревянной "лопаточки" для отбития мяча.
    А.И. Куприн писал: “Эта народная игра одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужна находчивость, глубокое дыхание, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту родную русскую игру...”
    Следует отметить, что у наших предков эта игра была исключительно мужской, девушки в потехе не участвовали.

    Правила довольно просты. Играть лучше всего на широкой лужайке или другой более-менее ровной площадке. Для игры нужен небольшой мяч и лапта (она же бита). Игроки разделяются на две команды - одна становится "бьющей", а вторая - "водящей". Первые встают вдоль линии "города", проведенной по краю игровой площадки. С другой стороны этой площадки проведена вторая черта - "кон" или современное "дом". Игроки второй команды рассредотачиваются по всему игровому пространству.
    Цель игроков первой команды - отбивать мяч как можно дальше и за время, пока он летит, добежать через все поле до "дома" и обратно. Каждый удачный пробег туда-обратно приносит команде одно очко. Если игрок водящей команды ловит мяч на лету - "бьющая" получает штрафное очко, так же как и за мяч, вылетевший за пределы поля.
    Цель игроков второй команды - поймать/подобрать мяч и осалить им бегущего игрока команды соперников. Когда это происходит, команды меняются ролями. Также это происходит, если бьющая команда набирает три штрафных очка.

    - Надеюсь, понятно? - уточнила Симба у ребят. Ответом ей было несколько неуверенных кивков. - Ладно. Разберемся на практике.. - ребята оживились, но девушка закончила фразу, - после того, как поговорим о городках.
    Студенты вздохнули и поникли, дипломница усмехнулась и поспешила их успокоить - Я коротко. Мм.. а может сами расскажете? Что вы об этой игре знаете?
    - Городки? - переспросила Madiken Ruff - Это когда из палочек строят домик и потом кидают другую палочку, пытаясь это сбить? Это все, что я знаю, если это то. Никогда не играла! - честно призналась шестикурсница Хаффлпаффа.
    - Да-да, оно самое, - улыбнулась Симба. - Собственно, игра-то примитивно простая. Также ее иногда называют рюхи, рюшки, чушки, чухи. Суть - бросить биту (деревянную палку) и выбить за пределы «города» (обозначенной площадки) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков — деревянных цилиндрических столбиков. Правила игры, размеры поля, сами фигуры, количество и дистанция бросков в разных местностях сильно различались, и к общим правилам городков пришли уже после Революции, в 1923 г. На плакате слева изображены общеизвестные фигуры.
    Несмотря на свою простоту, игра весьма захватывающая и пользуется популярностью по сей день. Причем не только в России, но и за ее пределами.

    Симба посмотрела на заскучавших студентов, махнула рукой и велела делиться на команды. - Только не по факультетам! - и пока сие действо происходило, девушка разметила площадку, обозначив "город" и "кон". Наконец, все определились с выбором команды и даже с выбором "капитанов". Симба достала две спички и протянула в кулаке капитанам. Первый вытащил длинную, а второму досталась короткая.
    - Поздравляю! Первая команда "бьющая", вторая - "водящая". Становись по местам!- объявила преподавательница. - Кстати, рекомендую всем снять мантии - они только мешать вам будут.
    Все зашевелились, раздеваясь и занимая места на поле. Нижние ветки дерева живописно украсились мантиями и сумками.
    Гриффиндорец из команды "бьющих" направился в место подачи, а остальные игроки выстроились вдоль боковой линии города, распределив очередность подачи. Команда водящих выделила подающего игрока и длинноволосая рейвенкловка заняла место на "пятачке" возле площадки подачи.
    Наконец, все заняли свои места и Симба дала свисток (да-да, она специально взяла с собой на урок свой судейский свисток).
    Рейвочка подбросила мяч над площадью подачи и гриффиндорец точным ударом отбил ("защитник в квиддиче - не иначе!" подумала Симба) его довольно далеко в сторону линии дома. Нанеся удар, он, сломя голову, бросился через всю площадку к линии дома.
    Игра в лапту началась! Последующие сорок минут всем было очень весело, в том числе судье. Но за четверть часа до конца урока, Симба была вынуждена остановить игру.

    - Вы все большие молодцы! И, поскольку обе команды играли одинаково хорошо, забудем про очки и будем считать, что все закончилось ничьей! Согласны? - спросила дипломница у ребят. Все были согласны и хотели играть еще.. но Симба попросила их всех рассесться по местам и дописать лекцию.
    - Следующими у нас идут царские забавы. Но с моей точки зрения это ужасно скучно и нудно, а после столь интересной игры вы точно не станете слушать и тем более записывать. Так что это вопрос я оставляю вам на домашнее изучение.
    Так что сейчас быстренько рассмотрим детские потехи и разойдёмся по-хорошему! Думаю, вполне логично, что сюда относятся детские игры. А вот что относится к детским играм? - со всех сторон тут же посыпались ответы:
    - Салки!
    - Прятки!
    - Снежки!
    - Скакалки!
    - Совершенно верно! Всё, что вы назвали? действительно детские игры. Так же как и бег "взапуски", пятнашки, известные всем и каждому "колдунчики", и "казаки-разбойники", и, конечно же, жмурки, в которые мы играли на прошлом уроке. На самом деле сюда можно отнести большинство игр, в которые мы все играли, будучи детьми. Потому что многие игры имеют многовековую историю, хоть мы об этом даже не подозреваем! Так что, полагаю, правила этих игр вам рассказывать не надо - сами знаете и даже расскажете мне в д/з! Которое, собственно, сейчас запишете.

    Домашнее задание:

    1. Вон там наверху есть плакат с городошными фигурами, а как они называются-то? Да и вообще, к каким "общим правилам" пришли после Революции? (цена вопроса аж 2 балла!)

    2. Вопрос в лекции. Кто слушал - молодец, а кто не слушал - спросит у товарища! (1 балла с вас хватит)

    3. Отчёт о практике. Юмор приветствуется, а поднятое настроение окупается дополнимтельными баллами. (5 баллов при большом везении)

    4. Расскажите о своей любимой детской игре - история, правила, за что вы ее любите, можете какую-нибудь любопытную историю из детства поведать. В общем, подойдите творчески. (2 балла от щедрот души!)

    - Вот, собственно и всё, - сказала Симба, и в подтверждение ее слов со стороны замка раздался звон колокола. Ребята неспешно засобирались, а преподавательница склонилась над МАГнитофоном. Спустя пару минут она закончила с ним возиться и с удивлением обнаружила, что они еще не разошлись.
    - Как?! Вы еще здесь?! - изумилась она. - Кошмар какой - то их не созовешься, то не разгонишь! - и она, подхватив МАГнитофон, первой направилась к замку.



Hosted by uCoz