Мой филин Айвенго
Кабинет Славянской мифологии

С нечистью на Руси было плохо. Богатырей в последнее время
развелось столько, что поголовье Горынычей резко упало. Лишь
однажды блеснул Ивану луч надежды: назвавшийся Сусаниным
пожилой мужичок пообещал провести его к самому логову Лиха
Одноглазого... Но наткнулся лишь на покосившуюся древнюю избу с
выбитыми окнами и выломанной дверью. На стене было выцарапано:
“Проверено. Лих нет. Богатырь Попович”.

Сергей Лукьяненко, Юлий Буркин, “Остров Русь”


    Март задорно подмигивал из-за окна желтым глазом Солнца. Хогвартс постепенно начала охватывать весенняя лихорадка, основными симптомами которой являются обострения лени, беспричинно отличное настроение и острое желание сбежать из каменного замка на улицу, где под ясно-синим небом резвится южный ветер. Но уроки даже в честь Весны еще никто не отменял – все-таки еще даже не середина триместра! Именно поэтому студенты, вздыхая и с тоской глядя за окно, шли на занятия. А преподаватели (тоже втайне вздыхая) исполняли свой преподавательский долг.
    В один из таких мартовских деньков, подойдя к расписанию, ученики с удивлением узнали, что их ожидает спаренный урок Славянской мифологии и Неестествознания, который будет проводиться под раскидистым дубом на берегу озера.
    С удовольствием покинув стены Школы, ребята слаженным шагом выдвинулись в сторону озера. Там под деревом, здорово напоминающим знаменитый Лукоморский дуб, уже расположились две молодые преподавательницы, оживленно что-то обсуждая. Но вот девушки заметили подходящих учеников и умолкли, дожидаясь пока ребята рассядутся на специальных подстилках (земля-то еще холодная все-таки, не май месяц!) вокруг дерева.

    - Всем доброго дня! – поздоровались девушки, когда, наконец, все расположились и затихли. – Мы посовещались и решили провести внеплановое совместное занятие о Славянской нечисти и нежити, раз уж она у вас такие непонятки вызывает.

    - Начнём с истории, - сказала Симба, - а точнее с мифологии. Каждый из вас наверняка знает множество суеверий и поговорок, дошедших до нас сквозь века от наших предков. Например, «Чёрт, чёрт, поиграй и отдай!», произносит человек, когда что-то теряет.
    Зачем? Потому что древние славяне верили, что вещи не теряются, а их берет поиграться некий «чёрт». А если его попросить, то он вернёт похищенную вещь. Конечно, сегодня в это мало кто верит, но присловье на всякий пожарный приговаривают – а вдруг сработает? Все эти суеверия, приметы, присловья и поговорки основываются на древнеславянских народных верованиях. Наши предки верили не только в «высших богов», но были у них «низшие божества» - различные духи и существа, которые в изобилии обитали повсюду.

    - То есть нечисть и нежить, - вклинилась Тадана, - которой на самом деле было все пофиг, но на халяву, как известно...

    - Да, она самая, - перехватила Симба, недобро косясь на коллегу. – Вот только они тогда не знали, что это нечисть и нежить, и относились к этим существам с почтением и страхом, приносили им жертвы, чтобы задобрить или умилостивить. Всё то, что невозможно было понять и объяснить - приписывалось этим божествам. Человек заблудился в лесу – значит, он чем-то разгневал лешего; в доме что-то потерялось – значит, домовой чем-то обижен; человек ушел за ягодой на болото и не вернулся – значит, болотник его в трясину сманил. К сожалению, до нас не дошли оригинальные источники с описанием этих существ и духов – многое было уничтожено после крещения Руси. Так что большая часть информации, дошедшей до нас передавалась веками из поколения в поколения, искажаясь со временем, утрачивались какие-то подробности, приписывалось что-то новое… Тем не менее, сейчас мы рассмотрим основные типы и виды древнеславянских существ и духов природы.
    А Тадана, в свою очередь, поведает вам о них правду, без примеси всякой мифологии.

    Тадана так и порывалась высказать, все что она думает по поводу мнения историков, но в итоге (не без помощи убийственного взгляда Симбы) ограничилась лишь невнятным бормотанием: «Вот встретитесь вы с болотником, и попробуйте его убедить, что его не существует, ага…»
    Симба, не обратив на это внимание, продолжила:

    Первый тип – лесные духи.
    Леший (он же лесовик, лешак, лисун)
    – главный дух леса. Считалось, что он может обернуться в старика, путника, филина, волка. По славянским поверьям, леший – Хозяин леса, заведует всем и всеми лесными тварями, поэтому особенно не любит охотников и лесорубов. Впрочем, любому человеку с лешим лучше не встречаться – запутает, заведёт в глушь и бросит. Единственным средством против его злых козней в народе считалось, что нужно вывернуть и надеть абсолютно всю одежду наизнанку - и тогда чары лесовика развеятся, и путнику удается найти дорогу из леса. Правда в других источниках говорится еще об одном способе – переложить стельки обуви наоборот (то есть носок под пятку, пятку под носок). Тогда верная дорога сразу сыщется.

    Были и другие лесные духи в славянских поверьях – лесавкa, аука, листин, боли-бошка, пушевик, моховой. Но о них я не буду рассказывать подробнее – все они считались «младшими служащими» Лешего и забавы у большинства из них как у начальника (только несколько проще, конечно) – сбить путника с пути, завести в глушь и погубить. Хотя не все они были такие кровожадные ;)

    Второй тип – водяные духи.
    Водяной (водник, воловик, водяник)
    – дух, хозяин водных пространств. В одних поверьях выступает как добрый дух, в других считается злым. Славяне верили, что водяной обитает на глубине, в омутах и особенно любит слиться под мельницей возле колеса. Поэтому мельники раз в год приносили в жертву водяному чёрную свинью или другое животное, чтобы водяной не проказничал и не испортил мельницу. Считалось, что водяной может принять облик старика, рыбы, мертвеца, бревна. Любит ездить верхом на соме, из-за чего наши предки называли сома «чертовым конем».

    Также из встречающихся в древнеславянской мифологии духов к водяным можно отнести водяницу, лобастa, анчутку, болотняника (болотный дух), мавок, ичетиков, бродниц. Всеми ими командует водяной. Некоторые из них проказничают достаточно безобидно, другие, согласно мифам, могут и погубить.

    Третий тип – домашние духи.
    Главным домашним духом у славян считался Домовой - добрый дух дома, обитавший в подполье либо за печкой. Представлялся в виде человека, похожего на хозяина дома, или как невысокий старик. Также считалось, что домовой может оборачиваться, например, в кошку. От этого духа зависело благополучие в доме. Люди старались поддерживать с домовым добрые отношения, оставляли угощения для него – считалось, что тогда он будет помогать содержать дом в порядке и предупреждать о грозящем несчастье. При переезде славяне произносили особый заговор, приглашая домового переехать вместе с семьей.

    Существовали у славян и другие домашние духи –такие, как чур, дворовый, банник, овинник, кикимора. Не все они были добрые, как домовой. Кстати, мой Бакуня – тоже домашний дух, только особого вида, которого в славянских поверьях не встретить – кабинетный дух.

    И последний тип – полевые духи.
    Полевой (полевик)
    – дух, охраняющий хлебные поля. Полевики представлялись в облике маленьких уродливых человечков с черным телом и разноцветными глазами, живущих в хлебных полях, обладающих человеческой речью и способностью поражать жнецов и жниц солнечным ударом во время жатвы. Появление полевика сопровождалось резким порывом ветра и пугало людей. Считалось, что особенно любит потешаться над пьяными пахарями – заводить их в овраги и на болота.

    Тадана, в начале монолога все порывавшаяся вставить хоть слово, к середине поняла, что это бесполезно, а к концу и вовсе принялась просчитывать планы к отступлению.

    …Конечно, верили славяне и в других полевых духов – лугового, межевика, ржаницу и полудницу. Межевик считался братом полевика, а луговой – его ребенком.

    Симба выразительно посмотрела на Тадану.
    Преподавательница, не ожидавшая такого неожиданного конца и уже почти скрывшаяся за деревом, спешно напустила на себя серьезный вид и перехватила эстафету.

    - Так вот. Поскольку Симба уже съела весь мой хлеб… в смысле уже почти все рассказала (научилась, на мою голову), мне остается добавить сущие мелочи.

    Во-первых, историки у нас люди теоретические. У них все «верили» да «существовало», ибо во многом их поверья суть маггловские.

    Тадана отодвинулась на всякий случай подальше от Симбы.

    То есть, хотя в мифах и пишется «верили», никто их существования не отменял. Однако, стоит отметить, что те же самые мифы – один из основных источников Неестествознания. После практики, разумеется ;) Именно поэтому пренебрегать ими ни в коем случае не стоит.

    Думаю, механизм вам понятен: люди видят, наблюдают, записывают. Встает вопрос – а как это передать потомкам? Не так, чтобы они уснули и потом кивали головой, что типа слушали…

    Тадана кивком показала на пару прикрывших глаза на солнышке девушек

    …а действительно слушали. И лучший способ – это рассказать сказкой. То есть мифом. Так у нас нежи-нечисть и появилась в мифах.
    Почему же славяне во многом поднимали ее до уровня богов?
    Тут можно дать сразу несколько ответов. И первый из них – чисто прагматический. Ну-ка, как вы сами думаете, с кем проще работать? С задобренной нечистью, или с незадобренной нечистью? То-то же! Вот и славяне тоже так рассуждали. Об остальных причинах подумаете дома.
    Да. Самый животрепещущий вопрос. Сколько же всего мы насчитываем наших славянских друзей?
    Какой вопрос, такой и ответ, друзья мои! Как вы сами-то думаете, сколько?

    - 10?
    - Да ты чего! Какие 10? 100!
    - Ээ… 49? – послышались варианты

    А вот и не угадали, господа! Ответ просто гениальный: «много»!. По разным оценкам – совершенно разное количество. От 20 и до… кто сколько вспомнит.) При этом надо отметить, что нечисти у славян было гораздо больше, чем нежити. С чем связано это, вы так же подумаете дома.

    Симба выразительно посмотрела на часы.

    Вот, в общем, и все на сегодня, господа студенты! Хочу лишь обратить внимание, что лекция у нас спаренная, и поэтому вы рискуете получить ДВА домашних задания! Мою часть сдавать мне - а неестествознание,соответственно, часть Симбы – ей, на Славянскую Мифологию.
    Темы своих эссе я уже озвучила. Жду вдумчивых ответов. И так же спешу вас обрадовать, что на следущей неделе у нас будет серьезная практика, так что готовьтесь! Проверяйте работоспособность палочек, целостность ботинок и скорость бега. ;)

    Улыбнувшись, Тадана отступила в тень, дав Симбе озвучить свое домашнее задание.

    - На повестке дня целых три вопроса – жизнерадостно сообщила Симба поникшим ученикам. Всё-таки две домашки за одну лекцию – это казалось им чем-то граничащим с жестокостью. – Точнее 2 вопроса и одно приключение, - смягчилась дипломница.

    1. На лекции ни слова не прозвучало о духах воздушной стихии. А, между тем, наши предки в них верили так же как и во всех прочих. Расскажите, каких воздушных духов вы знаете? (1-3 б.)

    2. Вспомните какую-нибудь поговорку, суеверие или примету, дошедшую до нас из древности и попытайтесь объяснить её с точки зрения славянских верований в духов и других природных существ. (1-2 б.)

    3. Разделитесь на пары и возьмите у меня по хроновороту на двоих. Он понадобится вам, чтобы отправиться в путешествие в Древнюю Русь. Будьте там внимательны – особенно обратите внимание на то, какие обряды совершали и какие соблюдали традиции по отношению к «низшим божествам» наши предки. Если повезёт, то найдёте там ответы и на другие вопросы. По возвращении напишете мне отчёт о своём путешествии. (1-5 б.)

    - Всем счастливого дня, - доброжелательно закончила Симба, - да, и не перепутайте, пожалуйста домашние задания! - предостерегла она ребят. Затем схватила Тадану под локоток и повела коллегу в сторону замка, что-то оживленно с ней обсуждая.




Hosted by uCoz